Тропа волшбы

Тропа волшбы - это форум о магии, эзотерике, колдовстве.
 
ФорумФорум  ПорталПортал  КалендарьКалендарь  ЧаВоЧаВо  ПоискПоиск  ПользователиПользователи  ГруппыГруппы  РегистрацияРегистрация  ВходВход  
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
Мои школы
Школа проживания рун (начало 10 ноября)Школа Таро(начало 12 ноября)
Школа гадания на рунах(начало 14 ноября) Школа рунических воздействий(начало 16 ноября)Школа биоэнергетики(начало 18 ноября)Школа Таро Черный Гримуар (начало 20 ноября)
Школа черной магии (начало 22 ноября)
Последние темы
» Кто такая Недоля
Сб Янв 20, 2018 5:09 pm автор Ева Чибисова

» Кто такой Морок
Сб Янв 20, 2018 5:06 pm автор Ева Чибисова

» Мать Сыра Земля
Сб Янв 20, 2018 5:05 pm автор Ева Чибисова

» Кто такая Масленица
Сб Янв 20, 2018 5:04 pm автор Ева Чибисова

» Кто такой Кострубонька?
Сб Янв 20, 2018 5:02 pm автор Ева Чибисова

» Кто такой Коляда?
Сб Янв 20, 2018 5:01 pm автор Ева Чибисова

» Кто такой Китоврас?
Сб Янв 20, 2018 4:59 pm автор Ева Чибисова

» Кто такой Квасура?
Сб Янв 20, 2018 4:58 pm автор Ева Чибисова

» Кто такая Карна?
Сб Янв 20, 2018 4:57 pm автор Ева Чибисова

Сентябрь 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
КалендарьКалендарь

Поделиться | 
 

 Русскя обрядовая игра

Перейти вниз 
АвторСообщение
Верослава Велесова
Admin


Сообщения : 251
Дата регистрации : 2017-10-09

СообщениеТема: Русскя обрядовая игра   Вт Окт 17, 2017 6:48 am

Русская обрядовая игра «А мы просо сеяли»

Болонев, 1985

На Красную горку (период трёх праздников: Лельник, Живин день, День всходов) во время обряда происходит символический переход вышедших недавно замуж девушек в круг замужних женщин. Разделившись на две группы – девушки и молодушки. Они становятся в две линии друг против друга и поют «А мы просо сеяли». Линия, поющая очередной куплет, приближается к противоположной, а затем отходит на исходное место.

В этом обряде – мотивы труда, любви, обрядовой символики:

А мы сечу чистили, чистили.
А мы просо сеяли, сеяли.
А мы пашню пахали, пахали.

(Рыбаков, 1981, 403).

Вытаптывание конями проса является завершением всего цикла - обмолотом. В конце песни одна из девушек переходит к молодушкам, и девушки поют:

У нас в полку убыло.
Ой, дид-ладу, убыло!

А молодушки отвечают:

У нас в полку прибыло.
Ой, дид-ладу, прибыло!

(Холодная, 2002, 271).

Когда в игре принимают участие парни и девушки, один из парней уводит девушку и ставит рядом с собой. Существует несколько вариантов обряда «А мы просо сеяли», находящихся в зависимости от календарного времени (Живин день, Зеленые святки…), от действий участников и от самих участников.
Обряд. Только девушки

Жительница села Тарбагатай А.Е. Рупышева (1934 г.) рассказывает:

«На Духов день ходили хороводиться, играли «А мы просо сеяли».

Игра начинается вечером, на лужайке или берегу реки.

Девушки делятся поровну на две партии и встают в линии друг против друга.

Начинается песня, и первая линия двигается со слов: «А мы просо сеяли».

Вторая линия стоит на месте.

Первая линия наступает на вторую и проходит половину пути до второй линии. Заканчивает двигаться со словами «сеяли».

На припев: «Ходим ладом, сеяли» двигается обратно.

На вторую строфу: «А мы просо вытопчем» вторая линия идет навстречу первой и проделывает тот же путь.

И так - до слов: «Отворяйте воротца! Принимайте девицу!», когда одна девушка из первой линии переходит во вторую.

После перехода первая линия поет: «В нашем полку убыло».

А вторая: «В нашем полку прибыло».

Затем все повторяется до тех пор, пока все девушки с одной стороны не перейдут на другую».
Слова песни «А мы просо сеяли» таковы:

- А мы просо сеяли, сеяли,
Ходим ладом, сеяли, сеяли.

- А мы просо вытопчем, вытопчем,
Ходим ладом, вытопчем, вытопчем.

- А чем же вам вытоптать, вытоптать,
Ходим ладом, вытоптать, вытоптать?

- А мы ее конями, конями,
Ходим ладом конями, конями.

- А мы коней в плен возьмем, в плен возьмем,
Ходим ладом, в плен возьмем, в плен возьмем.

- А мы коней выкупим, выкупим,
Ходим ладом, выкупим, выкупим.

- А чем же вам выкупить, выкупить,
Ходим ладом, выкупим, выкупим?

- А мы дадим сто рублей, сто рублей,
Ходим ладом, сто рублей, сто рублей.

- Нам не надо тысячу, тысячу,
Ходим ладом, тысячу, тысячу.

- А чего же вам надобно, надобно,
Ходим ладом, надобно, надобно?

- А нам надо девицу, девицу,
Ходим ладом, девицу, девицу,

- А каку ж вам девицу, девицу,
Ходим ладом девицу, девицу?

- А нам надо Валечку, Валечку,
Ходим ладом, Валечку, Валечку.

- Она у нас вшивая, вшивая,
Ходим ладом, вшивая, вшивая.

- А мы ее вычешем, вычешем,
Ходи ладом, вычешем, вычешем.

- А чем же вам вычесать, вычесать,
Ходим ладом, вычесать, вычесать?

- А мы ее гребешком, гребешком,
Ходим ладом, гребешком, гребешком.

- Она у нас дурочка, дурочка,
Ходим ладом, дурочка, дурочка.

- А мы ее выучим, выучим,
Ходим ладом, выучим, выучим.

- А чем же вам выучить, выучить,
Ходим ладом, выучить, выучить?

- А мы ее плеточкой, плеточкой,
Ходим ладом, плеточкой, плеточкой.

- Открывайте ворота, принимайте девицу!
- В нашем полку прибыло, прибыло,
Ходим ладом, прибыло, прибыло.

- В нашем полку убыло, убыло,
Ходим ладом, убыло, убыло.

- В нашем полку пиво пьют, пиво пьют,
Ходим ладом, пиво пьют, пиво пьют.

- В нашем полку слезы льют, слезы льют,
Ходим ладом, слезы льют, слезы льют

Существует тесная связь весеннего цикла с женским началом: женщина - начинательница земледелия, обладающая ведущей ролью в стимуляции удачной весны (призывы, кормления, очищения и т.д.).

В девичьем хороводе происходит «разыгрывание» пробуждения и расцвета растительности. Праздник подчеркивает изоморфизм растения человеку, единоподобие между природой и людьми: рост = достижение зрелости; плодоношение = вступление в брак и т.д.

Картина «сеяния-роста» символизирует пору совершеннолетия девушки, правила поведения в этом возрасте, требуемые для нормального созревания, избежание опасностей и благополучный выход замуж. Поэтому в этой игре участвуют девушки брачного возраста.

Ритуальная игра имеет два параллельных информационных потока:

во-первых, аграрно-магический, связанный с пахотою и севом, призванный содействовать хорошему урожаю;

во-вторых, жизненно-испытательный, поскольку на бытовом и мифологическом уровнях сеяние - особый ритуально-символический акт перехода девушек в группу совершеннолетних, начало обучения и испытаний; девушка принимает новый статус, доказывает свою физическую зрелость и потенциальную готовность к браку.

Особенностью игры является форма построения и движения: двухрядное или двух линейное. Такое построение, как и круговое, восходит к глубокой древности, оно отображает принадлежность участников игры к двум общественным объединениям: двум родам, двум селам, двум улицам.

Игра «А мы просо сеяли» проводится в Духов день, а особое почитание этого праздника связано с уважительным отношением к земле и с аграрно-магическими обрядами.

В весенне-летние календарные праздники проводятся боевые игры. Они усиливают плодородие земли, устраиваются для получения более сильного урожая. В это время входу присловия: рыло в крове, брюхо в холе или чем больше бьют, больше в брюхо кладут. В виду важности состязаний, дерутся и старики, и молодежь, и иногда женщины принимают участие в боях. Хотя, женские состязания носят условный характер и служат для усиления плодородия земли и заклинание урожая.

Боевые игры также входят в состав тризны - погребальные торжества славян - и носят поминальный характер. Ритуальная борьба символизирует противоборство зимы и лета, доброго начала и злых сил и способствует безопасному переходу покойника в страну предков. При этом, борьба, состязания составляют непременный элемент ритуала отправления к праотцам у разных народов, в том числе у славян. В них не только оказание почестей предкам, души которых ведут неустанную борьбу против сил, препятствующих благополучию их потомков, но и усиление, укрепление их сил: воздаяние им своей кровью.

Игра проводится в календарное время – вредоносное и опасное: рожденные в это время люди обречены на несчастливую судьбу, а умершие станут нечистыми духами. В этот период происходит поминовение «нечистых» покойников, которые имели отношения к нечистой силе. Поэтому символическое противостояние в игре призвано отгонять смерть от живых, показывая их жизнеспособность.

Так, свадебные обряды украинского народа содержат попытку войти в дом девушки хитростью, потом проникнуть туда силою, символизирующую столкновение с родом невесты. В Малороссии жениха с поездом у ворот невесты встречают молодые парни, вооруженные палками, которые не впускают его в дом невесты. Поезд жениха вступает в драку (носит словесный характер, опускаются оскорбительные шутки или песни-дразнилки), оканчивающуюся переговорами и согласием защитников двора невесты пропустить поезд.

Борьба входит в свадебный обряд и устраивается между представителями жениха и невесты – это обряд отделения девушки от семьи и деревни. И в игре «А мы просо сеяли» происходит имитация части свадебного обряда. Также как и во время свадебного обряда происходит изменение состояния невесты и среды ее пребывания (обряд перехода). В игре это перемещение девушки в реальном (физическом) и социальном пространстве и символическое признание ее, а также включение ее в новую группу как полноправного члена (проход девушки сквозь символические ворота «Открывайте ворота, принимайте девицу!».

Принципиальное значение в игре имеет направление сеяния - движения, «по» или «против» солнца: начинающий игру и запевающий песню первый ряд всегда двигается по солнцу (с востока на запад), второй ряд против солнца - с запада на восток. Таким образом, первый ряд символизирует положительное пространство, в которое должна перейти девушка после определенных испытаний из отрицательного пространства.

Такая оппозиция построения и движения восток-запад соотносится с признаками: хороший-плохой, чистый-нечистый, живой-мертвый, свой-чужой. Поэтому второй ряд в игре составляют девушки-невесты, которые пока являются чужими, принадлежащими к другому роду и к иному миру, мертвыми, нечистыми. Текст песни показывает девушек как чуждых, нечистых:

«Она у нас вшивая, вшивая,
Она у нас дурочка, дурочка».

Чужесть девушки символизирует отклонение от общепринятых норм поведения и угрозу благополучию социума в целом. Поэтому требует исправления. В игре происходит переход девушки из чужой, нечистой стороны, в свою, чистую. Введение нового члена в социум продолжается до тех пор, пока все девушки не перейдут из второго ряда в первый ряд, восстановив, тем самым, нарушенный порядок вещей.

В течение игры девушка подвергается различным испытаниям и обучению, так меняется ее статус. В начале игры девушка подвергается испытанию: противостоять попытке порчи конями посеянного проса. Образ коня символизирует преждевременную (т.е. внебрачную) любовную связь. «Нечистую» невесту подвергают ритуальному наказанию, считают ее причиной бед в семье. Но появление коней также и показатель выдачи девушек замуж: коня давали в качестве выкупа за невесту. «А мы коней в плен возьмем» - олицетворяет свадебный обряд. Девушки сопротивляются, пытаясь выкупить коней обратно: происходит консолидация девушек, их противостояние мужскому началу (до агрессивности), воспевается свободное поведение и стремление удержать девственность - до нежелания замужества.

Затем происходит преобразование девушки, удаляют ее нечистоту: «вычесывают ее вшей» гребешком. Гребешок выступает как оберег от нечистой силы, порчи и как символ женской доли. Расчесывание волос и заплетение косы символизирует переход невесты в группу женщин и подчинение жениху. Расплетание и расчесывание волос символизируют высвобождение эротической энергии. Распускание волос обычно предшествует свадьбе. По волосам определяют, выйдет ли девушка замуж - волосы у девушки раздваиваются перед замужеством. Также волосы свидетельствуют о достижении зрелости. У белорусов невеста считалась зрелою, если у нее коса до пояса.

Девушку учат плеточкой. Удар невесты плеткой является частью свадебной обрядности. Это напоминает невесте о ее полной подчиненности молодому. Кроме этого, бичевание - обряд изгнания демона зла, нечистоты.

Итог обрядовой игры - девушка благополучно проходит все испытания совершеннолетия, она приобретает новый половозрастной и социальный статус и вступает в брак. Концовка текста песни символизирует свадьбу:

«В нашем полку пиво пьют,
В нашем полку слезы льют».

Пиво – прямая связь со свадебной обрядностью. Во-первых, пиво как хмельной напиток приготавливалось к дням, строго определенным традицией: к праздникам и важным событиям в жизни семьи (свадьба, похороны, частью свадебных приготовлений (сборная неделя) является варка пива). Во-вторых, варить пиво и пить его означает биться на свадебном пиру. Плач невесты - необходимый элемент свадебного обряда у русских. Со слезами невеста прощалась с родителями, родным домом, со своими подругами, с девичьей волей.
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://tropavolshby.forum2x2.ru
 
Русскя обрядовая игра
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Тропа волшбы :: СЛАВЯНСКОЕ ЯЗЫЧЕСТВО :: Практика-
Перейти: